Для Вас, ребята! Памятки и правила

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:
  1. Конкретные предметы: стол, книга, ручка, пенал, карандаш.
  2. Живые существа: собака, крокодил, муравей, слон.
  3. Явления природы: дождь, иней, молния.
  4. < > война, революция, праздник, митинг, парад.Процесс, действия: рост, развитие, бег, стрельба, ходьба.
  5. Абстрактные понятия: храбрость, смелость, дружба, ловкость.
Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные (девочка, река, город). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.
Имена существительные бывают одушевлённые  и неодушевлённые. Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными (мама, дедушка, медведь, гусеница, голубь, карась). Остальные имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные (телефон, ваза, тетрадь). Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными (радость, гнев, смелость).
Имена существительные бывают трёх родов

                       мужской род       женский род      средний род
                       (он, мой)                 (она, моя)              (она, моя)
                          врач                         кошка                 окно
                          стул                          рука                    небо
                         ливень                      стена                  золото

Имена существительные изменяются по числам: единственное число (головакоза, мышка), множественное число (головы, козы, мышки).
Есть имена существительные, которые имеют только множественное число  (ножницы, брюки, сани) или единственное число (молоко, кофесеребро).

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму (задать вопрос кто? или что?).

ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА. 
1. ЗАПИШИ СЛОВО. ПРОИЗНЕСИ СЛОВО ПО СЛОГАМ. РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ.
2. ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ НАД УДАРНЫМ ГЛАСНЫМ.
3. ПРОИЗНЕСИ СЛОВО ЦЕЛИКОМ, ВЫДЕЛЯЯ КАЖДЫЙ ЗВУК. ЗАПИШИ СЛОВО ЗВУКАМИ. 
4. ЗАПИШИ СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ. УКАЖИ КАКОЙ ЗВУК ОБОЗНАЧАЕТ КАЖДАЯ БУКВА.   ПОСЧИТАЙ И ЗАПИШИ ВНИЗУ КОЛИЧЕСТВО БУКВ, ЗВУКОВ И СЛОГОВ.  
5. ДАЙ ХАРАКТЕРИСТИКУ КАЖДОМУ ЗВУКУ.  У ГЛАСНЫХ УКАЗЫВАЙТЕ УДАРНЫЙ ЗВУК ИЛИ БЕЗУДАРНЫЙ. У СОГЛАСНЫХ – ЗВОНКИЙ ОН ИЛИ ГЛУХОЙ, ПАРНЫЙ ИЛИ НЕПАРНЫЙ (В СКОБКАХ УКАЖИ ПАРУ ПО ЗВОНКОСТИ/ГЛУХОСТИ, ЕСЛИ ОНА ЕСТЬ), ТВЁРДЫЙ ОН ИЛИ МЯГКИЙ, ПАРНЫЙ ИЛИ НЕПАРНЫЙ (В СКОБКАХ УКАЖИ ПАРУ ПО МЯГКОСТИ/ТВЁРДОСТИ, ЕСЛИ ОНА ЕСТЬ);
ПРИМЕР:
   /              /
ЮБ/КА, [Й'УПКА].
Ю [Й'] – СОГЛ., ЗВОНК. НЕПАРН., МЯГКИЙ НЕПАРН.
     [У]  - ГЛАСНЫЙ, УДАРНЫЙ.
Б  [П]  - СОГЛ., ГЛУХОЙ ПАРНЫЙ ([П/Б], ТВЁРДЫЙ ПАРНЫЙ ([Б - Б']).
К  [К]  - СОГЛ., ГЛУХОЙ ПАРНЫЙ ([К/Г], ТВЁРДЫЙ ПАРНЫЙ ([К - К']). 
А  [А] – ГЛАСНЫЙ, БЕЗУДАРНЫЙ
________________________________________
4 Б., 5 ЗВ., 2 СЛОГА.

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ САЙТ по всем основным правилам русского языка

Члены предложения

Вопросы


Член предложения

Подчеркиваем


Кто? Что ?


подлежащее

одной чертой



Что делает?
…….



Сказуемое




двумя чертами


Какой?
Какая ?
Какие?
…………

Определение

волнистой линией

Вопросы падежей


Дополнение

пунктирной линией

Когда?
Зачем?
Как?
Где?
Откуда?
Куда?

Обстоятельство

пунктирной с точкой


ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 Название падежа
Вопросы
Предлоги
Именительный
Кто? Что? (есть)
--- ---
Родительный
Кого? Чего? (нет)
без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг
Дательный
Кому? Чему? (дам)
к, по
Винительный
Кого? Что? (вижу)
в, за, на, про, через
Творительный
Кем? Чем? (горжусь)
за, над, под, перед, с
Предложный
О ком? О чем? (думаю)
в, на, о, об, обо, при

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

1 спряжение
2 спряжение

Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
1 лицо
У-Ю
ЕМ
У – Ю
ИМ
2 лицо
ЕШЬ
ЕТЕ
ИШЬ
ИТЕ
3 лицо
ЕТ
УТ - ЮТ
ИТ
АТ - ЯТ
Неопред.
Форма
АТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЕТЬ, ТЬ, ЯТЬ, ЫТЬ
ИТЬ
Исключения
БРИТЬ
СТЕЛИТЬ
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,
ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ и ОБИДЕТЬ,
И ТЕРПЕТЬ
Есть  три способа определения спряжений:
1.По ударным окончаниям глаголов при спряжении (упадёт, стоит).
2.По окончанию  3 лица множественного числа настоящего или будущего  времени.
3.По неопределенной форме глагола.
При определении спряжения глагола неопределенная форма должна быть того же вида, что и личная форма.
Например: выполняешь (что делаешь?) – выполнять (что делать?),
а не выполнить (что сделать?)


Единицы длины
1см = 10 мм

1дм = 10 см = 100 мм

1м = 10 дм = 100 см = 1000 мм

1 км = 1000 м
Единицы массы

1 кг = 1000 г

1 ц = 100 кг

1т = 10 ц = 1000 кг

Единицы времени
1 час = 60 мин 1 год = 12 месяцев

1 мин = 60 с 1 век = 100 лет

1 сутки = 24 часа


Как готовить домашнее задание 1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку.
Правильно расположи их на рабочем столе
3. Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
4. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки 
за 2 часа.
5. Выполняй задание четко, аккуратно.
6. Приготовь задание по одному предмету.
Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18 минут.
7. Выполняй все задания, еще раз посмотри по дневнику, всё ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.
Однородные   члены   предложения.

Однородными  членами  предложения  называют слова, которые:
1. Относятся к одному и тому же члену предложения.
2. Отвечают на один и тот же вопрос.
3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)
4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

 
Члены предложения.
1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.
2.Сказуемое  - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.
3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается
волнистой линией. Определение выражается прилагательным.
4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:             кого?       чего? кому?      чему?  кого?       что? кем?        чем?о ком?     о чём?и  подчёркивается  отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?  и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ (все изучаемые орфограммы)
 1.Перенос слова (П.С.) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова. Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то.
2.Мягкий знак (М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова. Делай так: ходить, водить, наливать.
3. Жи – ши, ча – ща, чу - щу (Ж.Ш.) – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова. Делай так: малыши, машина, шило.
 4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную. Делай так: волна – волны, выходил – ходит.
5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка. Делай так: ребята, ребята, ребята.
6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная. Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.
7. Разделительный мягкий знак (Р.М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: листья, деревья, вьюга.
8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенный согласный. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: группа, аллея, утренний. 9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался. Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.
10.Состав слова (С.С.) – выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Делай так: приморская 11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Напиши. ещё два слова с такой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, потянули.
12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог. Напиши ещё два слова с таким же предлогом. Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.
13. Разделительный твёрдый знак (Т.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак. Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: в ъехал, с ъезд, об ъявление.
 14. Мягкий знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши слово правильно. Определи род имени существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего. Напиши ещё два слова на это правило. ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р Делай так: ночь, помощь, дочь, луч, шалаш, товарищ.
15. Безударные падежные окончания (П.О) – выпиши слово правильно. Выдели окончание. Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово. Делай так: На опушке - опушка, I скл, П.п. На полянке - полянка, I скл, П.п.
 16. Разбор предложения (Р. П.) – выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

17. Однородные члены предложения (О. Ч.) – выпиши предложение. Подчеркни главные и однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах. Делай так: Ученики читали, решали, считали.
Морфологический разбор имени существительного.

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (Им. п., ед. ч.)
3.     Собственное или нарицательное.
4.     Одушевлённое или неодушевлённое.
5.     Род.
6.     Склонение.
7.     Падеж.
8.     Число.
9.     Роль в предложении.
 На бумаге – сущ., н.ф. – бумага, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., П. п., ед. ч., втор. член.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)
3.     Число.
4.     Род (только в ед. ч.)
5.     Падеж.
6.     Роль в предложении.
На алой ( зорьке) – прил., н.ф. – алый, ед. ч., ж. р., П, п., втор. член.

Морфологический разбор местоимения.

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма.
3.     Лицо.
4.     Число.
5.     Род (только в ед. ч.)
6.     Падеж.
7.     Роль в предложении.
За ней – мест., н. ф. – она, 3 л., ед. ч., ж. р., Т. п., втор. член.

Морфологический разбор глагола.
1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (неопределённая форма).
3.     Спряжение (по ударному окончанию или неопред. форме).
4.     Время.
5.     Лицо (наст. вр. и буд. вр.)
6.     Род (только у глаголов прошедшего времени в ед. ч.)
7.     Число.
8.     Роль в предложении.

Летят – глагол, н. ф.- лететь, 2 спр., наст. вр., 3 л., мн. ч., сказуемое.
Памятки по русскому  языку
Части речи
· Имена существительные
 Обозначает предмет,
явления природы, животных и людей и отвечает
на вопросы кто? что?
· Имена прилагательные
Обозначает признак предмета и отвечает
на вопросы какой? какая? какое? какие?
· Глаголы
Обозначает действие предмета
и отвечает на вопросы что делает? что делал?
что будет делать?
Фонетический анализ слова
1. Произнеси слово, выдели слоги, поставь ударение,
запиши транскрипцию.
2. Произнеси слово, укажи в нем последовательно
все звуки, охарактеризуй их:
а) гласный звук: ударный или безударный,
какой буквой обозначен;
б) согласный звук: звонкий или глухой (назови пару),
твердый или мягкий (назови пару),
какой буквой обозначен.
3. Запиши количество звуков, букв.

Разбор слова по составу
1. Найди и выдели окончание и основу.
Для этого измени форму слова: настольный,
настольного, настольным, о настольном.
Окончание –ый, основа настольн-
2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные
слова: стол, столик, столовая. Общая часть слов –стол-.
Это корень.
3. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс
есть и в других словах. Суффикс н-, такой суффикс есть
в словах школьный, классный.
4. Выдели приставку и докажи, что такая приставка
есть в других словах. Приставка на-.
Такая приставка есть в словах наручный, настенный.
Предложение
По цели высказывания:
· повествовательные;
· вопросительные;
· побудительные.
По интонации :
· восклицательные;
· невосклицательные.
По наличию второстепенных членов:
· распространённые;
· нераспространённые.






Грамматическая основа
(главные члены предложения)
Подлежащее. Сказуемое.
Как найти в предложении грамматическую основу.
1. Найди слово, которое называет то,
о ком или о чём говорится в предложении.
2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО?
3. Найди слово, которое называет, что делает или
каков тот, о ком сообщается в предложении.
4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает?
что делал? что будет делать? каков? 





Второстепенные члены предложения
· Обстоятельство
Обозначает место, время, причину, цель,
образ действия и отвечает на вопросы где? куда?
когда? откуда? почему? зачем? как?
Подчеркивается -.-.-.-.
· Определение
Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Подчеркивается ~~~~~~~~~~~
· Дополнение
Обозначает, на какой предмет
или явление направлено действие и отвечает
на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем?
о ком? о чём?
Подчеркивается - - - - -
Однородные члены предложения
Члены предложения, которые отвечают на один
и тот же вопрос и связаны с одним и тем же
членом предложения.
Однородные члены не зависят друг от друга,
являются одним и тем же членом предложения.
Между однородными членами предложения,
не соединенными союзами, ставится запятая.
Осенью цветут астры, гладиолусы, хризантемы
Знаки препинания в предложениях
с однородными членами
Между однородными членами, соединенными союзами
а, но, ставится запятая.
Между однородными членами, соединенными
неповторяющимися союзами и, или, запятая не ставится.
Между однородными членами, соединенными
повторяющимися союзами и, или, запятая ставится
перед вторым и последующими союзами.
Морфологический разбор имени существительного
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме.
3. Укажи постоянные признаки:
одушевленное-неодушевленное,
собственное-нарицательное, род, склонение.
4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число.
5. Укажи, каким членом предложения является.
На поляну выбежал заяц.
1. (На) поляну – имя существительное.
2. Начальная форма – поляна.
3. Постоянные признаки: нарицательное,
неодушевленное, ж.р., 1 скл..
4. Непостоянные признаки: ед.ч., предложный падеж.
5. В предложении является обстоятельством:
(выбежал) на поляну
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме.
3. Укажи постоянные признаки: качественное,
относительное или притяжательное.
4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,
род ( только в ед. числе).
5. Укажи, каким членом предложения является.
1. (за) высоким (забором) – имя прилагательное
2. Начальная форма – высокий
3. Постоянные признаки: качественное
4. Непостоянные признаки: ед.ч.,
творительный падеж, м.род.
5. Забором (каким?) высоким -
определение ~~~~~~~~~

Синтаксический анализ предложения
1. Определи цель высказывания предложения.
2. Определи интонацию.
3. Найди грамматическую основу.
4. Найди второстепенные члены предложения и определи,
распространенным или нераспространенным
является предложение.
5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.
Образец
С юга потянул тёплый ветер.
Предложение повествовательное,
невосклицательное, грамматическая основа –
ветер потянул, распространенное,
однородных членов нет.



Как определить спряжение глагола
1. Если окончание ударное, спряжение определить легко.
2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го лица
множест­венного числа (в этой форме иногда можно
ясно услышать оконча­ние — -ут/-ют или ат/-ят)
или начальную форму.
3. Если в начальной форме глагол оканчивается
на -итъ (кроме глаголов брить, стелить),
то это глагол 2-го спряжения.
4. Если в начальной форме глагол не оканчивается
на -ить и не относится к глаголам-исключениям,
то это глагол 1-го спряжения.
Глаголы-исключения:
"Гнать, дышать,держать, обидеть,
Слышать,видеть, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
А ещё смотреть, вертеть".
Как подготовиться к изложению 
1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. 
2. Найди в тексте опорные слова.
 
3. Составь план.
 
Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.
 
4. Найди слова, которые нужно проверять.
Объясни их написание. 
5. Ещё раз внимательно прочитай текст.
 
Обрати внимание на употребление слов
и словосочетаний.






Как выполнить работу над ошибками
по русскому языку
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно.
Подумай и напиши ещё одно предложение,
подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово.
Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги.
Обозначь гласные. Делай так:
у/чи/тель - 3сл.  
Запомни! Сколько в слове гласных,
столько и слогов.   
Как списывать текст 
1. Прочитай предложение. Запомни.
 
2. Повтори предложение, не гладя в текст.
 
3. Выдели орфограммы в тексте.
 
4. Прочитай предложение так, как написано.
 
5. Пиши, диктуя себе орфографически.
 
6. Проверь себя, сверяя с печатным текстом.
 
7. Подчеркни орфограммы.
 Как готовить домашнее задание по русскому языку 
1. Начинай с работы над ошибками.
Повтори правила, которые ты забыл. 
2. Выучи или повтори заданное правило.
Придумай свои примеры на это правило. 
3. Прочитай задания к упражнению.
 
4. Прочитай всё упражнение и устно выполни задания к нему.
 
5. Выполни упражнение письменно.
 
6. Проверь всю работу — сначала по смыслу, а потом по написанию.
 
Чтобы проверить работу по смыслу, надо прочитать каждое
предложение вслух и проверить, подходят ли слова друг к другу,
нет ли пропуска нужных слов, наконец, о чём говорится в предложении,
бывает ли так на самом деле. 
Чтобы проверить предложение по написанию, надо читать каждое
слово по порядку по слогам и проверять, подходят ли буквы к слогу,
нет ли пропуска. 

Математика
Единицы длины
1см = 10 мм

1дм = 10 см = 100 мм

1м = 10 дм = 100 см = 1000 мм

1 км = 1000 м
Единицы массы

1 кг = 1000 г

1 ц = 100 кг

1т = 10 ц = 1000 кг

Единицы времени

1 час = 60 мин 1 год = 12 месяцев

1 мин = 60 с 1 век = 100 лет

1 сутки = 24 часа















   З а п о м н и:


Периметр - это сумма длин всех сторон!


Если не помнишь формулу,


просто сложи все стороны:


Р = а + а + а + а

















 















Как готовить домашнее задание 1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку.
Правильно расположи их на рабочем столе
3. Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
4. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки 
за 2 часа.
5. Выполняй задание четко, аккуратно.
6. Приготовь задание по одному предмету.
Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18-20 минут.
7. Выполняй все задания, еще раз посмотри по дневнику, всё ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий